Госдума внесла изменения в избирательное законодательство. В чем особенность этих новаций, актуальны ли они для нашего региона? Об этом - в интервью «Липецкой газеты» с председателем избирательной комиссии Липецкой области Сергеем Елмановым.  Продиктованы временем 
 
- Сергей Владимирович, насколько кардинально меняется процедура выборов в связи с принятыми изменениями, и почему возникла необходимость в них?
 
- Любое совершенствование избирательного законодательства продиктовано временем. В современной непростой геополитической обстановке приобретают особое значение вопросы укрепления доверия к выборам со стороны наших граждан. Именно на это направлены все изменения. Они коснулись института наблюдателей, членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса. Упорядочена процедура дистанционного электронного голосования, уточнены обязанности иноагентов и введены новые ограничения для лиц, осужденных за экстремизм. Все эти решения обусловлены сложившейся ранее правоприменительной практикой. 
 
 
- Узаконивание по всей стране новой дистанционной формы проведения голосования через Интернет – это, несомненно, шаг прогрессивный. Но не станет ли электронное голосование заменой традиционному, к которому мы привыкли? 
 
- Об этом речи не идет. Все желающие могут голосовать, как и прежде, на избирательном участке, ставя галочку в бумажном бюллетене. Но жизнь не стоит на месте. У нас успешно внедряются в практику такие инструменты цифровизации избирательного процесса, как мобильный избиратель, видеонаблюдение на выборах, специальные программно-технические комплексы для проверки подписей в поддержку кандидатов и партийных списков и многое другое. Теперь появилось дистанционное электронное голосование. Оно совершенно добровольное и ни в коем случае не заменяет собой традиционную форму. Можно даже сказать, что это дополнительный беззатратный вид голосования, кстати, прекрасно проявивший себя в период пандемии коронавируса. Таким образом, ДЭГ дает избирателям право выбора, как им удобнее проголосовать. У людей появляется больше возможностей. 
 
Впервые дистанционное электронное голосование было применено в Москве в 2019 году, а в 2021 - еще в семи субъектах страны. Статистика показала, что три четверти решивших проголосовать через Интернет - избиратели в возрасте от 26 до 55 лет. Это говорит о том, что онлайн-голосование востребовано у самых активных возрастных категорий. 
 
- Дискуссию вызвало то, что в ходе ДЭГ теперь невозможно переголосовать… 
 
- Применение опции переголосования на выборах в Москве привело к тому, что итоги электронных выборов подводились долго. Практика показала, что эту норму надо исключить из закона. Кроме того, были попытки некоторых политических сил дискредитировать форму ДЭГ доводами о том, что подсчет и расшифровка результатов идут в невидимом цифровом формате. На самом деле результаты голосования невозможно исказить и повторный подсчет - это только дополнительная и бессмысленная работа для членов комиссий. 
 
- Когда предполагается использовать дистанционное голосование в Липецкой области? 
 
- В этом году у нас состоятся только муниципальные выборы, на которых применять это новшество не целесообразно. А вот на выборах, которые пройдут в будущем на территории всего субъекта, обязательно опробуем дистанционное электронное голосование. 
 
- Разногласия в Госдуме вызвали изменения, связанные с членами избиркомов с правом совещательного голоса. Объясните в чем суть и какова ваша позиция на этот счет? 
 
- Члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса упразднены в территориальных и участковых избиркомах. Они остаются только при ЦИК России и региональных комиссиях. Объясню, с чем это связано. Права членов с совещательным голосом по многом дублировали права членов с правом решающего голоса. Исходя из «буквы» закона, ЧСГ – это полноценные организаторы выборов, которые вправе осуществлять свою деятельность на всех этапах работы соответствующей комиссии и которые должны хорошо разбираться в тонкостях избирательного законодательства. Однако на практике оказалось, что члены избиркомов с правом совещательного голоса стали основным источником правонарушений и дезорганизации работы участковых и территориальных комиссий. Так, на уровне УИК около 97 процентов членов комиссий с правом совещательного голоса назначались кандидатами и политическими партиями лишь в день голосования, и, по сути, подменяли собой наблюдателей. Кроме того, они начинали злоупотреблять своими полномочиями, неправомерно и даже агрессивно вели себя на участках. Изначально заложенный законодательством смысл в деятельность ЧСГ был полностью утрачен. 
 
Ни кандидат, ни партия, назначавшие членов комиссий с правом совещательного голоса, не проводили их обучение. Были распространены такие случаи, когда людям просто раздавали пустые подписанные бланки решений о назначении ЧСГ. Заполняли они их в последний момент, иногда прямо в помещениях для голосования. Между тем в последнее время существенные положительные изменения претерпел институт наблюдателей, в корпус которых стали входить квалифицированные, подготовленные и настроенные на конструктивную работу люди. Во-первых, в законе закреплена возможность назначения наблюдателей от общественной палаты, независимых от партийных интересов. Во-вторых, последние изменения избирательного законодательства предусмотрели возможность направления субъектами выдвижения до трех наблюдателей в комиссии на каждый день голосования. 
 
Все это предоставляет достаточно широкие возможности наблюдателям для осуществления их полномочий при очевидной избыточности функций членов комиссий с правом совещательного голоса. 
 
Маркировка для иноагентов 
 
- Как будут действовать положения о запрете на участие в выборах осужденных за определенные преступления лиц и какие изменения коснутся кандидатов-иноагентов? 
 
- Закон уже предусматривал ограничение пассивного избирательного права для лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, тяжкие и ряд преступлений средней тяжести. Данные ограничения теперь распространены и на экстремистские преступления, не относящиеся к тяжким и особо тяжким, на преступления против половой неприкосновенности. Осужденным по этим статьям можно баллотироваться не ранее чем через пять лет со дня снятия или погашения судимости. 
 
Уточнен порядок участия в выборах кандидатов-иностранных агентов и кандидатов, аффилированных с иноагентами. Федеральный закон обязывает информировать избирателей о статусе кандидата-иноагента специальной маркировкой на всех этапах выборной кампании, начиная с подачи им заявления о согласии баллотироваться и заканчивая сведениями в избирательном бюллетене. Теперь участников выборов обязали маркировать даже цитаты иноагентов, используемые в агитационных материалах. 
 
- Многих избирателей возмущает хитрая практика использования на выборах кандидатов-двойников. Что изменилось в этом вопросе? 
 
- Да, действительно, политтехнологи порой применяют такой прием, чтобы оттянуть часть голосов и ослабить позиции оппонента. Они подыскивают человека, например, с такой же фамилией, который соглашается выступить в роли двойника какого-либо кандидата. Однако полного тезку не всегда можно найти, поэтому «профессиональные двойники» подгонялись под реального политика. Теперь же если за год до официального опубликования решения о назначении выборов кандидат поменял фамилию, имя и отчество, в избирательном бюллетене опубликуют его нынешние и прежние данные. Избиратели смогут объективно решить, стоит ли голосовать за такого человека. 
 
Местные особенности 
 
- Еще одно новшество – упразднение муниципальных избирательных комиссий. Как вы его оцениваете? 
 
- Решение возложить полномочия муниципальных избирательных комиссий на территориальные, которые полностью профессионально справляются со всеми этапами избирательного процесса, оправдано и организационно, и экономически. В результате «логистика» проведения выборов сокращается. Кстати, у нас в Липецкой области муниципальные избирательные комиссии фактически уже не работают с 2017 года. Осталось убрать их из Уставов муниципалитетов – это нужно сделать до 1 января 2023 года. 
 
- Какие планы у избирательной комиссии Липецкой области на ближайшее время? 
 
- Люди часто задают вопрос, что делают комиссии в межвыборный период. В это время перед организаторами выборов стоит множество различных задач. Например, мы проводим большую аналитическую работу, вносим изменения в составы избирательных комиссий, поддерживаем в актуальном состоянии регистр избирателей, выполняем комплекс мер по повышению правовой культуры избирателей. В этом году мы пересмотрели формат проводимых мероприятий для молодежи. Упор сделали на будущих избирателей - школьников и на студентов, которые не всегда активны в ходе выборов. 
 
Еще одно направление работы - информирование о нашей деятельности и людях, которые работают в избирательных комиссиях. Мы занимаем активную позицию по происходящим в нашей стране событиям. Собирали помощь жителям Донбасса, помогали детям, оставшимся без попечения родителей. Стараемся об этом рассказывать в социальных сетях, вступаем в диалог с избирателями и отвечаем на вопросы. 
 
Важное направление - повышение профессионального уровня организаторов выборов. Причем, членов участковых избиркомов стараемся учить не только теории, но и практическим навыкам, в том числе, стрессоустойчивости. Все эти направления служат стратегической цели - обеспечивать честность, гласность, прозрачность всех выборов, которые проходят на территории Липецкой области.